ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                   «Развитие коммуникативной
                    сферы учащихся с умеренной

умственной отсталостью»



«Развитие коммуникативной сферы учащихся
с умеренной умственной отсталостью - залог успешной
социализации и интеграции их в социум»



Цель: Научить учащихся с умеренной умственной отсталостью владеть различными способами общения (вербального, невербального) позволяющими ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них.

Задачи:
1.    Обучение детей с умеренной умственной отсталостью речевым         средствам общения.
2. Формирование у учащихся навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
3.  Развитие у детей с умеренной умственной отсталостью навыков общения и социальной активности в различных жизненны ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми.
4.   Выработка у учащихся с умеренной умственной отсталостью положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.
5. Коррекция у учащихся нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм   поведения.
    6.   Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства  понимания себя и               других людей, потребности в общении, социального доверия.


Этапы работы:

I. Сбор информации.

   Направления работы:
1.Педагогический блок.
2.Психологический блок.
3.Логопедический блок.
4.Эстетический блок (музыка, рисование).                                                                                                                   
                                                                                                                                                                                                                                                                                 Нарисуй  несуществующее животное
                                                                
                                                                                                                                                                                                                                                                           
                                                                                         Работа с родителями                                                                                                                                                                                                                     
   II этап.
1.Развитие нравственной сферы.
2.Развитие эмоциональной сферы.
3.Развитие диалоговой речи.
4.Развитие чувственной сферы через музыку, рисование.













Драматизация сказки  "Теремок"                                                                  Я радуюсь, когда

 Разучивание песен о дружбе

Содержание II этапа работы:

1. Игротерапия.
2. Элементы сказкотерапии.
3. Элементы арттерапии.
4. Работа в сенсорной комнате.


     "Будьте, внимательны!"                                                                                        Волшебный мир сказок


У водопада












Найди свою звезду                                                                                    Кто больше обнимет  шариков                                                                                                                                                                           

Районный семинар
«День открытых дверей»
май 2013г.






Интеллектуальная игра 
«Клуб Знатоков»


Общение с "Феей желаний"



Игровой самомассаж с шишками



Работа с компьютерами



Главное слово нашего кроссворда
"Доброта"


Спасибо за игру! 



        Представленная    система     работы     способствует профилактике: неврозов   и   невротических   реакций, нарушения    поведения, школьной         дезадаптации и других проблем    психогенного характера; коррекции эмоционального самочувствия, снятию эмоциональной напряженности, снижении агрессивности    и деструктивных     форм   поведения; развитию творческого потенциала   личности, созданию позитивного настроя, развитии   продуктивности  и   контактности  во взаимоотношениях с людьми.

       Данная работа может быть использована учителями, психологами, логопедами, учителями музыки коррекционных   образовательных учреждений.
   Итогом инновационной деятельности стала разработка коррекционно-развивающей программы «Давайте жить дружно"
















АННОТАЦИЯ
к коррекционно-развивающей программе
«Давайте жить дружно»


Это коррекционно-развивающая программа – практическое руководство для работников коррекционных образовательных учреждений: психологов, педагогов, логопедов, воспитателей по развитию личности учащихся с умеренной и легкой умственной отсталостью. В данной программе предлагаются материалы, в которых раскрывается внутреннее содержание организации коррекционно-развивающей работы, технологии общения в ходе занятия, система контактного взаимодействия, методы «раскрытия» ребенка, образцы заданий ориентированы на то, чтобы общение педагогов и учащихся было комфортным, открытым и радостным. Занятия, в ходе которых каждый учащийся ощущает себя личностью, обладающей способностями, самостоятельностью и индивидуальным своеобразием.
.




Пояснительная записка
               Изменения, произошедшие в последние десятилетия в общественной жизни России, проявились также в усилении внимания к проблемам воспитания и обучения детей с умеренной умственной отсталостью, в переосмыслении парадигмы специального образования под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, новой законодательной базы, нового понимания прав ребенка.
   При социализации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству.
       Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами, нарушениями в сфере общения. Далеко не все учащиеся умеют поддерживать диалог, часто не слушают то, о чем их спрашивают.
                 Умению слышать, слушать и понимать партнера, умению договариваться,  планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи следует обучать через разные виды деятельности: обучение; наблюдения, прогулки, экскурсии; рассказы педагога и рассказы детей; беседы; моделирование жизненных реалий (в школе, семье, обществе), рассматривание картинок, картин, фотографий и работа с ними; чтение символов, графических изображений эмоций; игры (подвижные, пальцевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и другие); режимные моменты; рисование и лепка; упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера); этюды.
                 Для развития коммуникативной сферы у учащихся с умеренной умственной отсталостью нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Давайте жить дружно», направленная на развитие эмоциональной и личностной сферы, позволяющая детям успешно использовать свои знания в простейшей предметно-практической, игровой, учебной и бытовой деятельности.

                   Ограничений и противопоказаний на участие в освоении программы нет. 
    
    Цель: Научить учащихся с умеренной умственной отсталостью владеть различными способами общения (вербального, невербального) позволяющими ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
            1. Научить умственно отсталых детей речевым средствам общения.
            2. Развивать у умственно отсталых детей навыки социального поведения,                   чувство принадлежности к группе.
           3. Формировать у умственно отсталых детей навыки практического владения          невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
            4. Корригировать нежелательные черты характера и поведения.
            5. Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие                лучшему взаимопониманию в процессе общения.
            6. Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать чувство понимания               себя и других людей, потребность в общении, социальное доверие.

Поставленные задачи определили следующие методы работы на занятиях: наглядные, словесные, игровые, практические.

При этом учитывались возрастные, психологические особенности детей с умеренной умственной отсталостью. Занятия включали в себя следующие методические приемы (данные методические приемы взяты из книги Р. Р. Калининой «Тренинг развития личности дошкольника». Детская психология и психотерапия), поскольку они более понятны и доступны для данной категории детей.

Методические приемы:
       ·   Чтение и анализ сказок: выделение героев с различными характерами.
       ·  Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающих
          различные черты характера.
       ·   Развивающие и словесные игры.
       ·    Рисование, раскрашивание.
       · Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой       ситуации?»)

             Основными принципами программы являются:
      Принцип системности профилактических, развивающих и коррекционных задач задает необходимость определения задач трех видов: профилактических (предупреждение отклонений в развитии общения), развивающих (обогащение развития общения), коррекционных (корригирование нежелательных черт характера и поведения). Только единство этих задач обеспечивает успех и эффективность коррекционной программы.

   Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии общения ребенка. Реализуется в двух аспектах: диагностическое обследование, позволяет выявить трудности в общении, сделать заключение об их возможных причинах и на основании заключения сформировать цели и задачи коррекционной программы; постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

       Принцип учета возрастных, психофизиологических и индивидуальных
 особенностей ребенка: признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности.

     Принцип комплексности методов психологического воздействия. Использование всего многообразия методов, техник и приемов (метод игровой коррекции, элементы арттерапии, сказкотерапии, направленные на повышение сплоченности группы). Центральное место принадлежит игре.

      Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Это система отношений ребенка с близкими взрослыми, т.е. особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности и способы ее осуществления.

Для определения уровня освоения программы детьми были разработаны следующие критерии эффективности программы:
     1.      Способность понимать эмоциональное состояние других людей.
     2.      Положительная динамика в развитии навыков социального поведения.
     3.      Снижение уровня тревожности и агрессивности.
     4.      Сформированность навыков культуры общения.

Исходя из критериев эффективности программы были использованы следующие механизмы измерения результатов:

       1.    Методика «Какой Я?» http://www.psihologu.info/content/view/167/16/
    2.   Методики Минаевой В.М. По изучению эмоциональной сферы ребенка.
   3.   Определение уровня общения по М. И. Лисиной.
   4.  Проективная методика для изучения школьной тревожности А. М. Прихожан.
   5.  Методики изучения навыков культуры общения (со взрослыми и сверстниками) под редакцией Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькина.

         Работа по программе предусматривает ожидаемые и отдаленные результаты.

Предполагаемые результаты:
1.  Способность учащихся с умеренной умственной отсталостью точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений.
2.      Проявление потребности в общении.
3.  Умение детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно).
4.      Снижение уровня тревожности и агрессивности.
5. Проявление положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Отдаленные результаты будут состоять в:
    1. Профилактике нарушений поведения, школьной дезадаптации и других                   проблем психогенного характера.
    2. Коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной                            напряженности.
   3. Практическое владение невербальными способами общения (понимание                своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам)
    4.    Применять навыки общения в повседневной жизни.

Разделы данной коррекционно-развивающей программы имеют общую гибкую структуру, наполненную разным содержанием. В разделах не приводится подробный образец занятий, а предлагается примерный перечень возможных заданий, игр и упражнений. Это сделано для того, чтобы не навязывать педагогу шаблоны, а дать возможность творчески подходить к разработке занятий и внеклассной деятельности по развитию у умеренно умственно отсталых школьников навыков общения и речи с учетом их индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей и возможностей, а также мотивации.
Программа состоит из 39 занятий (1 занятие в неделю), продолжительностью – 40 минут.
Категория участников: учащиеся с умеренной умственной отсталостью коррекционной школы VIII вида. Состав группы 6 человек.

Сроки и этапы реализации программы: с января 2012г. по декабрь 2013г.
         I этап (Январь, 2012г.) - сбор информации о детях.
         II этап (Февраль 2012 – ноябрь 2013) по представляет из себя цикл коррекционно-развивающих занятий для детей с умеренной умственной отсталостью, направленных на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. Содержит в себе игры, упражнения, этюды, развивающие у детей с умеренной умственной отсталостью способность направлять свое внимание на партнеров по общению (их позы, жесты, мимику, эмоции, высказывания), а также на свои собственные действия в процессе общения, развитие активной речи: работа с диалогами посредством жестов, мимики, простейшей фразой; с ситуативными вопросами. Обучение навыкам общения.
        III этап (ноябрь 2013г.-декабрь 2013г.) – включает в себя обобщение всех умений и навыков, освоенных детьми в ходе всей предыдущей работы по развитию коммуникативной сферы общения. Практическое владение различными способами общения (вербального и невербального) и регуляцией собственного поведения.


         Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности
         проведенной работы, отследить динамику.
Для реализации данной программы должны быть созданы определенные условия: специальные помещения (кабинет психолога, логопеда, музыкальный зал, сенсорная комната и т. д.); кадровое обеспечение: педагог-психолог, учитель коррекционного класса, учитель музыки, логопед, имеющие высшее специальное коррекционное педагогическое образование и большой практический опыт работы с детьми; аппаратные средства: компьютер, принтер, сканер, интернет, библиотека. Специализированные приспособления: куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы разного размера, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши; игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.); альбомы для творческих работ учащихся; записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.


Противопоказаний к проведению занятий по данной программе нет. Но есть ограничения к проведению занятий в сенсорной комнате, которые определяет врач.


Список литературы

     1. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Учусь понимать других. Рабочая тетрадь 3 класс - М: Издательский центр «Вента- Граф», 2009.
   2. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
  3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2001.
     4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 1999.
     5. ЛеонтьевА.А. . Психология общения.- М.,1987.
     6.  Лисина    М.И. .  Проблемы онтогенеза общения. - М.,1986.
   7. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Пособие для практических работников детских садов. Санкт –Петербург «Детство – Пресс», 2004г.
 8.Панфилова м. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
    9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков «Фолио», 1997.
  10.Хабаровский краевой институт развития образования «Ноу – хау в школьных буднях». Сенсорная комната в общеобразовтельном учреждении: практические рекомендации. Хабаровск, 2013г.
  11. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я.- М: «Генезис», 2009г.
  12.Шипицина Л. М. «Обучение общению умственно отсталого ребенка». Учебное пособие. – Санкт-Петербург. – Владос, 2010.
  13. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., А.П., Воронова, Т.А.Немова Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взролслыми и сверстниками/  .-  СПб., 1998.-67-73.






  


Комментариев нет:

Отправить комментарий